Статья

Рынок офисных платформ: что привнесет Microsoft Office 2010

Office

Современные офисные пакеты – это уже не только набор из трех-четырех продуктов, среди которых текстовый и табличный редакторы, инструмент для создания презентаций и почтовый клиент, но полноценная программная платформа для развертывания практически полного цикла создания контента. Какие альтернативные решения есть у MS Office, и как изменит рыночную расстановку сил выход версии 2010 года?

Тем не менее, открытость кода OpenOffice.org порождает и сложности в использовании этого продукта. Они связаны с включением тех или иных доработок (патчей) в итоговые релизы, которые распространяются сообществом Linux. Они касаются не только внешнего вида и оптимизации пользовательского интерфейса офисного пакета, но и поддержки некоторых спецификаций и стандартов (например, полной совместимости с OOXML). Причинами невключения таких дополнений является как политика компаний, участвующих в разработке кода (Sun Microsystems, IBM, Novell, RedHat, Google и так далее), так и бизнес-основания (у крупных компаний, задействованных в проекте существуют свои коммерческие реализации на базе этого кода). В результате этого на рынке существует, например, проект Go-oo – форк OpenOffice.org, включающий в себя большинство подобных исправлений и дополнений, но доступный только на английском языке, несовместимый с локализационными патчами и словарями OpenOffice.org. Кроме того, достаточная консервативность cообщества Linux является одной из причин, объясняющих сравнительно медленное добавление новых возможностей в релизы пакета (они выходят каждые 18 месяцев, но очень часто эти изменения не носят радикального характера), крайне непритязательный внешний вид пользовательского интерфейса конечного продукта и уровень юзабилити на уровне версий MS Office 95-97.

Проприетарные аналоги

Помимо Microsoft проприетарные офисные пакеты развивают еще несколько компаний, распространяя их, в том числе, и бесплатно. Так, как альтернативу MS Office позиционирует свой продукт Lotus Symphony корпорация IBM. Он был выпущен в мае 2008 года и сейчас уже достиг третьей версии. Он состоит из пакета трех приложений – тестового и табличного процессоров и менеджера презентаций, а также редактора баз данных и некоторых дополнительных утилит от IBM. В основе находится код OpenOffice.org версии 1.1.4 (связано с политикой лицензирования) и оболочка Eclipse Rich Client Platform, известная по IBM Workplace. Продукт поддерживает совместимость с форматами MS Office/ODF. По оценкам производителя этим офисным пакетом сейчас пользуется 12 млн человек. Заметим, что в портфолио IBM существовал ранее и другой пакет приложений – IBM Lotus SmartSuite, последняя версия которого была выпущена для Windows XP. В состав него входило порядка 7 приложений, включая PIM-приложение для органайзинга и HTML-редактор.


OpenOffice.org лежит в основе большинства альтернативных офисных пакетов

Другой известный офисный пакет – WordPerfect, развиваемый компанией Corel Corporation, - предоставляет возможности работы с файлами MS Office, в том числе и версий 2007 года, а также имеет в текущей версии X5 шлюз для работы с MS SharePoint (включая поисковой механизм WordPerfect iFilter). В составе комплекта приложений есть инструменты для управления документами (система ввода информации Nuance PaperPort 12 SE) и редактор СУБД (Paradox).

Менее известный продукт от немецкой компании SoftMaker – SoftMaker Office, существующий с 1994 года, во многом основывается на схожем с версиями MS Office 2000 интерфейсе и предоставляет базовую функциональность, сопоставимую с той, что есть в продукте от Microsoft. Тем не менее, продукт адаптирован в большей степени для конечных пользователей или небольших офисов, где наиболее востребованы табличные и текстовые процессоры. В последнем релизе офисного пакета появился менеджер презентаций и небольшой редактор макросов.


SoftMaker развивается с середины 1990-х годов как пакет офисных приложений с закрытым кодом

Остальные офисные пакеты выпущены или для сугубо локальных рынков (например, существует популярный в КНР комплект таких программ под названием Kingsoft Office), или малопопулярны (в силу того, что набор их функций не позволяет их ставить в один ряд даже со старыми версиями MS Office, например, для продукта One), или практически не развиваются (например, Ablitiy Office). Кроме того, ряд офисных продуктов предназначен для работы на определенной платформе, отличной от самой популярной на сегодняшний день MS Windows (речь идет о различных видах Unix-like систем, в том числе и Linux).

Как появление MS Office 2010 изменит рынок?

Разработка офисного пакета от Microsoft по большому счету показывает вектор развития этого сектора рынка ПО. В версию 2010 года вендор привнесет новые возможности в свой ставший де-факто стандартом индустрии продукт – интеграцию с веб-сервисами, расширенную поддержку мультимедиа не только в менеджере презентаций, но и в текстовом процессоре, улучшенное юзабилити и ряд функций, позволяющих использовать пакет в профессиональных сферах (например, в полиграфии).

"Общая проблема офисных пакетов заключается в том, что они далеки от корпоративного контента. Привычные офисные продукты локальны, поэтому они удобны при работе с локальным контентом, - объясняет Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "Интертраст" по развитию бизнеса. - При работе с документами корпоративного пользования всегда необходимы дополнительные операции по их передаче в приложение для редактирования и сохранению в корпоративном хранилище". Веб-приложения от Google позволяют уйти от локального, но пока не приближаются к корпоративному контенту. Вместе с тем, на пользовательском уровне обычным офисным продуктам (от Microsoft) пока альтернативы нет.

Евгений Стаханов, директор по маркетингу Terralink, полагает, что MS Office занимает доминирующее положение на рынке офисных пакетов, также как MS Windows на рынке операционных систем. При этом, на его взгляд, корпоративные пользователи, использующие Windows, предпочтут MS Office, а те, кто выбрал Linux-системы - OpenOffice. Он считает, что выбор между технологиями фундаментален и происходит на уровне выбора операционной системы, а не офисного пакета. Поэтому, по его словам, расстановка сил на рынке офисных пакетов гармонична и адекватна. Эксперт отмечает, что сама функциональность современных офисных пакетов более чем достаточна и даже избыточна для самых продвинутых пользователей.

Ирина Кубликова, директор по маркетингу компании "БОСС-Референт" считает, что, несмотря на то что на рынке достаточно много разных предложений, в том числе СПО-продуктов, нет необходимости проводить какие-либо серьезные исследования чтобы понять, что безусловный лидер в этой нише - Microsoft Office. По словам эксперта, это обусловлено несколькими причинами – от психологических (пакет привычен для пользователя и нравится ему) до технологических (корпоративные информационные системы часто тесно интегрированы с продуктом MS или требуют его безальтернативно, к тому же последние версии MS Office имеют глубокую и практически незаметную для пользователя интеграцию с другими приложениями Microsoft, что делает их удобнее).