Рынок офисных платформ: что привнесет Microsoft Office 2010
Современные офисные пакеты – это уже не только набор из трех-четырех продуктов, среди которых текстовый и табличный редакторы, инструмент для создания презентаций и почтовый клиент, но полноценная программная платформа для развертывания практически полного цикла создания контента. Какие альтернативные решения есть у MS Office, и как изменит рыночную расстановку сил выход версии 2010 года?
Пакет офисных приложений – это совокупность программных продуктов, предназначенных для работы с различными типами контента (обычно за исключением аудио, видео и векторной графики). Первые подобные решения появились в 1980-х годах и представляли собой редакторы для текста, таблиц и презентаций. Пакетом они называются потому, что имеют единый или схожий пользовательский интерфейс, позволяющий использовать общие принципы в ходе создания или обработки данных. Кроме того, с точки зрения дистрибуции этот тип ПО поставляется как единое решение, что не позволяет, например, приобрести только текстовый редактор (тем не менее, при инсталляции можно не устанавливать некоторые компоненты пакета).
Программный пакет офисных приложений MS Office известен на рынке
с начала 1990-х годов
Следующий этап в развитии офисных приложений пришелся на начало 2000-х годов, когда функциональность таких продуктов позволила использовать их не только для работы с текстом, таблицами и базами данных, но и применять в издательском деле, бизнес-аналитике и веб-дизайне. Постепенно к середине первого десятилетия на основе офисных приложений стало возможным создание отдельных корпоративных систем, например, интранет-порталов или локальных учетных систем. Таким образом, обычный офисный пакет перестал считаться только набором продающихся вместе приложений для работы с разными типами контента, а стал определять облик информационной системы предприятия. Наиболее серьезный вклад в это сделала корпорация Microsoft, развивающая Microsoft Office. Тем не менее, на рынке присутствовали и до сих пор работают другие игроки, имеющие в своем портфолио офисные пакеты. В целом, общей темой в продвижении подобных решений является их сравнение с MS Office, что дает право называть их его альтернативами.
Популярность во второй половине 1990-х годов офисного пакета от Microsoft привела к появлению большого количества альтернативных проектов по созданию продукта, имеющего открытый код и распространяющегося бесплатно. Результатом подобных экспериментов стала концентрация нескольких групп программистов вокруг разработки OpenOffice.org. Изначально данный программный продукт создавался компанией StarDivision и назывался StarOffice. Начиная с версии 5.2 (2000 год) он стал распространяться бесплатно, а программный код продукта был открыт (лицензия LGPL) вследствие решения компании Sun Microsystems, выкупившей бизнес StarDivision. В результате перехода кода офисного пакета на лицензию СПО было образовано сообщество, получившее название OpenOffice.org, которое с 2002 года развивает одноименный продукт.
В своей основе OpenOffice.org представляет собой не только набор программ, заменяющих по функциональности (в той или иной степени) компоненты из состава MS Office, но и, условно говоря, платформу для создания самостоятельного офисного пакета. На это указывает очень большое количество форков (ответвлений от генерального развития OpenOffice.org), которые сосуществуют одновременно под разными платформами и предоставляются не только бесплатно, но и на коммерческой основе. Типичный пример форка – дальнейшие версии StarOffice, которые продолжала выпускать Sun Microsystems (теперь уже Oracle). Вендор использует текущую версию разработки кода OpenOffice.org, в который включает собственные проприетарные дополнения, направленные на расширение функциональности и совместимости продукта. Лицензия на StarOffice распространяется на пользователя, а не на компьютер, где устанавливается пакет, поэтому его можно инсталлировать на 5 машин одновременно.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2312