| Проведенное исследование показало, что российский рынок CRM-систем находится на начальной стадии своего развития. Существуют лишь единичные продажи данного вида систем. Основные причины такого положения вещей:
Довольно низкий общий уровень информатизации компаний в России;
Нехватка финансовых средств на внедрение новых программных систем;
Недооценка компаниями важности внедрения подобных систем;
Недостаток знаний о возможностях этих систем. На данный момент автоматизированные системы управления, включающие в себя функции CRM-систем, установлены либо в представительствах или дочерних компаниях западных фирм, или на крупных промышленных предприятиях и в крупных ИТ-компаниях. Рынок среднего и малого бизнеса, на данный момент, не проявляет интереса к подобного рода системам.
 Однако, необходимо отметить, что рынок CRM-систем в России  имеет довольно широкий потенциал в ближайшей перспективе. По оценкам экспертов и данным российских ИТ-компаний, общий объем продаж российских решений типа CRM в 2000 году составил $100 тыс. - $200 тыс. Значительный рост рынка, по прогнозам экспертов, начнется примерно с 2002 - 2003 года. Предположительные объемы продаж на 2001 год - $1 млн., на 2002 год - $5 млн. Общее же число реализованных CRM-систем на 2001 - 2002 годы, включая зарубежные решения, - 200 - 300 штук.
 Приблизительный темп роста на 2001 год - 5,9 раз, на 2002 год - 5 раз.
 Ниже, в таблице 1 приведены оценки численности компаний - потенциальных заказчиков CRM-систем по отраслям. Для расчета оценки были использованы следующие параметры, полученные в результате проведенного исследования: 
 1. Процент потенциальных пользователей CRM-систем, рассчитанный на основе следующих данных:
 
Количество входящей клиентской почты;
Количество исходящей клиентской почты;
Количество входящей документации партнеров и поставщиков;
Количество исходящей документации партнеров и поставщиков;
Количество входящих телефонных звонков;
Количество исходящих телефонных звонков;
Доля ИТ-бюджета компаний.
 2. Общее количество компаний в каждом отраслевом сегменте по официальным данным Госкомстата.
 В категорию потенциальных пользователей CRM-систем входят компании с наиболее плотным информационным потоком и ИТ-бюджетом, размер которого превышает среднюю стоимость CRM-систем на российском рынке. После определения количества таких компаний в выборке опроса была рассчитана доля вероятных покупателей CRM-систем для каждой отрасли - Pпз. Это значение можно интерпретировать как индекс покупательной способности внутри одной отрасли. 
 Верхние максимальные оценки числа компаний-потенциальных покупателей CRM-систем, представленные в таблице 1, были рассчитаны на основе данных Госкомстата и вышеуказанного индекса (Pпз).
 Таблица 1. 
 
| Финансы | Гос. Структуры | ИТ и Связь | Производство | Торговля |  | 25 тыс. | 10 тыс. | 1 тыс. | 45 тыс. | 20 тыс. |  В категорию "Финансы" вошли банковские учреждения, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения. В категорию "Гос. структуры" вошли предприятия сферы здравоохранения, соцобеспечения, образования, культуры, науки, медицины. В категорию "ИТ и Связь" вошли компании сферы телекоммуникаций, информационных технологий и Интернет-порталы. В категорию "Производство" вошли компании сферы производства готовой продукции и комплектующих. В категорию "Торговля" вошли компании из сферы оптовой и розничной торговли.
 Ежегодный темп роста пользователей CRM-систем на ближайшие 2 года предположительно равен 500% с дальнейшим уменьшением. Расчет проводился на основании данных о предполагаемом количестве компаний-заказчиков CRM-систем в 2000 году и прогнозе роста рынка на 2001 и 2002 год.
 Прогноз развития рынка CRM-систем может выглядеть следующим образом:
 
Рост популярности и рост объемов продаж отечественных ERP-систем, которые включают в свой состав модули CRM. Главными потребителями подобного рода продукции будут выступать крупные компании, масштабы бизнеса которых требуют внедрения комплексной, единой и взаимосвязанной системы управления предприятием;
Рост популярности и увеличение регулярности продаж российских CRM-разработок или русифицированных и адаптированных западных CRM-решений. Основными потребителями данных систем будут компании среднего бизнеса, которые решают одну из основных среднесрочных целей маркетинга - рост объемов продаж. Этот рост будет осуществляться с помощью персонифицированного подхода к обслуживанию клиентов, который будет осуществляться с помощью функций CRM-систем.
 Западный рынок CRM-систем уже в достаточной степени структурирован и определен. Исследование показало, что ни одна из западных компаний-разработчиков CRM-приложений не занимает и 2% рынка. Это происходит потому, что большинство компаний - разработчиков CRM-систем специализируются на разработке решений для конкретной области экономики. Поэтому российские компании должны позиционировать свои разработки не только как приложения для малого, среднего и крупного бизнеса, но и как приложения для конкретных областей экономики.
 В выводах к 3-му разделу данного исследования приведен пример того, как можно оценить перспективность отраслей экономики для продвижения CRM-системы.
 Что касается рынка систем e-mail response, то тут ситуация, на наш взгляд, выглядит следующим образом:
 
Российского рынка систем подобного класса пока еще практически не существует (помимо заказных разработок), так как электронная почта, как средство делового общения, вошла в массовый российский бизнес сравнительно недавно. К тому же региональные компании только последние 1-2 года стали активно использовать Интернет в качестве бизнес-средства. Однако в связи с тем, что в последнее время наблюдается рост объемов информации через электронную почту, а так же тенденции к превышению объемов электронной почты над телефонными переговорами, можно говорить о том, что многие компании, вероятно, начинают испытывать потребность в подобного рода системах;
На сегодняшний день на российском рынке не замечено программных решений класса e-mail response, так как большинство российских софтверных компаний только подошли к разработке систем автоматизации "фронт-офиса". Однако, учитывая текущие тенденции, в ближайшее время можно будет ожидать появления систем подобного рода;
Потенциальный рынок потребителей систем типа e-mail response уже существует. В основном - это компании со сравнительно большими средствами, которые они могут потратить на закупку информационных систем. Они имеют долгосрочные отношения с большим числом своих клиентов или имеют длительный цикл продажи своей продукции. К такого рода компаниям можно отнести предприятия из сферы финансов (банки, страховые компании), предприятия из сферы ИТ (разработчики и поставщики программных и аппаратных решений) и телекоммуникаций (компании сотовой и пейджинговой связи, интернет-провайдеры). Однако, на данный момент ситуация осложняется тем, что, в отсутствии реального предложения, многие компании вынуждены разрабатывать подобные системы на заказ.
 Результаты исследования потенциальных заказчиков CRM-систем.Опрос проводился компанией EDC с 10 октября по 5 декабря 2000 года. Всего было опрошено 200 респондентов в 15 крупнейших городах 7 российских регионов. 
 Отраслевая структура респондентов приведена в таблице 2.
 Таблица 2. 
 
| Отрасль | % от общего числа опрошенных |  | ИТ и связь | 17,3 |  | Финансы | 17,3 |  | Производство | 10,3 |  | Страхование | 8,7 |  | Торговля | 16,2 |  | СМИ | 5,8 |  | Гос. структуры | 5,5 |  | Промышленность | 2,6 |  В результате исследования рынка потенциальных заказчиков CRM-систем были получены следующие данные.
 
Наибольшее число операторов обработки входящей и исходящей информации находится в сфере финансов, страхования, ИТ и связи.
У 52% респондентов ИТ-бюджет менее $5 тыс. в год. 22% имеют ИТ-бюджет от $5 тыс. до $10 тыс. ИТ-бюджет более $100 тыс. имеют только 3,5% респондентов.
К наиболее платежеспособным покупателям CRM-систем относятся компании сферы промышленности, финансов и страхования.
Наиболее плотный поток входящей/исходящей информации у предприятий сфер ИТ и связи, финансов.
К наиболее важные функциональным характеристикам CRM-систем относятся: защита доступа к информации, отчетность, контроль за эффективностью работы персонала, выявление прибыльных и бесприбыльных клиентов. 
Основные задачи, которые должна решать CRM-система: обеспечение единой информационной среды, повышение эффективности привлечения клиентов.
Наиболее часто упоминаемая желаемая стоимость CRM-системы - $10 тыс.
Предприятия сфер финансов и торговли готовы потратить около 1/3 своего ИТ-бюджета на приобретение CRM-ситемы.
 ВыводыНа сегодняшний день мировой рынок CRM-услуг является достаточно устоявшимся. На нем работает несколько ведущих игроков, сумевших разработать наиболее эффективную стратегию бизнеса, и продукты которых пользуются наибольшим спросом. Не смотря на достаточно длительный период существования рынка CRM на Западе, он является одним из самых быстрорастущих рынков. Темпы роста этого рынка составляют примерно 60% в год.
 
В России сегодня можно отметить те же тенденции, которые привели к возникновению продуктов CRM в свое время на Западе: повышение конкуренции, снижение эффективности традиционных маркетинговых средств, поиск новых путей завоевания лояльности клиентов. Однако, ситуация отличается тем, что продукты, способные решить эти задачи уже созданы.
По данным компании GartnerGroup на сегодняшний день разработкой CRM-систем, так или иначе занимаются более 50 компаний. Однако ситуация на рынке складывается таким образом, что даже компании, входящие в первую пятерку лидеров не владеют долей рынка превышающей 2%.
Рынок CRM за последние 5 лет переживает период роста, изменяется и популярность отдельных CRM-приложений. Так, если до 2000 года наибольшей популярностью пользовались системы автоматизации продаж, то в 2000 году на первое место на рынке вышли программы для отделов по работе с клиентами и сервисных телефонных центров, а в 2001 году основная доля рынка будет приходится на маркетинговые приложения.
Прогноз объема мирового рынка CRM-услуг к 2003 году составит $89 млрд. При этом мировые темпы роста объема рынка CRM-услуг составляют около 22%, США - 22,9%, Европа - 20,5%.
Сегодня на российском рынке ИТ-продукцию и услуги предоставляют около 8000 компаний. Основная часть этих компаний реализует на российском рынке ПО западных разработчиков, которые составляют основу информационных систем (операционные системы, СУБД, сетевые решения, средства разработки). В то же время, на протяжении нескольких лет активно развивается сфера разработки собственных (российских) программных приложений. 
Требования многих компаний к качеству программной продукции, ее функциональным характеристикам, а так же к уровню послеустановочного обслуживания, привели к тому, что на сегодняшний день большинство крупных российских компаний, как правило, оказывают полный спектр услуг по внедрению, поддержке, обучению и адаптации своей программной продукции.
Основываясь на текущей информации о состоянии российского рынка программного обеспечения, можно следующие ключевые направления в развитии российских софтверных компаний:
Разработка локально-специализированного ПО;
Разработка высокотехнологичного ПО;
Разработка Интернет-приложений и Web-дизайн;
Другие направления, такие как разработка игрового ПО, интерактивные обучающие программы и т.п.
В последние несколько лет в России идет бурное развитие Интернет-технологий и использование Интернета для решения задач бизнеса.
Особый интерес вызывает развитие Интернета в регионах. По данным исследований темпы роста Интернет-пользователей в регионах превышают показатели Москвы и Санкт-Петербурга в несколько раз.
В результате проведенного исследования российских разработок класса CRM можно утверждать, что в России разработками CRM-систем занимаются единичные компании. Готовое решение класса CRM имеет только корпорация "Парус", которая анонсировала свой продукт в апреле 2000 года.
Рынок потенциальных пользователей CRM-систем находится в стадии формирования, однако российским софтверным компаниям необходимо уделять значительное внимание продвижению своей продукции, и повышению информированности клиентов о преимуществах CRM-систем, вообще.
По данным российских ИТ-компаний, объем продаж российских решений типа CRM в 2000 году составит $100 тыс. - $200 тыс. Однако, по прогнозам экспертов, активное развитие рынка начнется примерно с 2002 - 2003 года. Предположительные объемы продаж на 2001 год - $1 млн., на 2002 год - $5 млн. Общее число реализованных CRM-систем на 2001 - 2002 годы оценивается количеством 200 - 300 штук.
Перед большинством российских софтверных компаний стоит проблема выбора целевого рынка для сбыта своей продукции.
Потенциально рынок потребителей систем типа e-mail response уже существует. В основном - это компании со сравнительно большими средствами, которые они могут потратить на закупку информационных систем. Они имеют долгосрочные отношения с большим числом своих клиентов или имеют длительный цикл продажи своей продукции.
 Вернуться на главную страницу обзора 
 | 
 |