Что и как искать в MS Office 2010
С ростом количества обрабатываемых данных организации испытывают потребность в средствах поиска контента, интегрированных с приложениями, в которых он создается. Использование подобных решений должно улучшить протекание бизнес-процессов и повысить эффективность деятельности сотрудников, работающих с информацией. Что предлагает пользователям MS Office 2010?
Рынок средств корпоративного поиска преимущественно формировался на Западе, где вопросы управления документацией и, в более широком смысле, контентом стали актуальны еще в 1990-е годы. Основным стимулом к созданию таких решений стал спрос на продукты, позволяющие управлять данными, хранящимися в различных информационных системах, не связанных между собой единым репозиторием. В 2000-х годах к обычным массивам данных, состоящим из текстовых документов, стали прибавляться и различные виды мультимедиа. Соответственно, возник спрос на решения, которые могли бы повысить отдачу от имеющихся у компании информационных активов, поскольку последние в данном случае помещались в единое поисковое пространство. В этом отношении на первое место вышел показатель эффективности самой системы управления контентом – с ростом количества информации он начал снижаться, и исправить это положение могли поисковые системы, которые предоставляли бы пользователям быстрый результат поиска необходимой информации. Соответственно, вендоры стали удовлетворять потребностям заказчиков с помощью собственных разработок. В большой мере это было связано с осознанием вендорами того факта, что без качественного поиска, без учета семантики конкретной предметной области, без адекватных технологий классификации информации преимущества хранения документов в электронном виде нивелируются. Рассмотрим, какие поисковые технологии заложены в MS Office 2010.
Поиск в MS SharePoint
Корпорация Microsoft реализовала в MS Office 2010 сразу несколько своих поисковых технологий. Целью их включения в продукт было стремление повысить производительность труда бизнес-пользователей при работе с КИС.
Движок FAST появился в MS SharePoint в версии 2010 года
По этой причине поиск вошел в шесть основополагающих аспектов новой концепции позиционирования MS SharePoint 2010. Microsoft применяет в этом продукте сразу 5 движков, главными из которых являются SharePoint Server 2010 Search и FAST Search Server 2010 for SharePoint (три других – подключаемый поиск Bing, поиск по рабочим станциям с возможностями управления индексами и поиска по зашифрованным разделам диска Windows Search 4.0 и федеративный поиск в MS Windows 7/2008 Server R2). Первый представляет собой обновившееся решение с базовыми возможностями, а второй – это отдельный провайдер, интегрированный в версию 2010 года после покупки его разработчика Microsoft в апреле 2008 года.
FAST Search Server 2010 for SharePoint предоставляет несколько возможностей для бизнес-пользователей, которые не удовлетворены стандартным поисковым механизмом MS SharePoint. Во-первых, следует отметить возможность разработки и интеграции поиска с существующими бизнес-приложениями за счет открытости фреймворка FAST Enterprise Search Platform (ESP), а также упрощения взаимодействия с инструментами управления MS SharePoint. Во-вторых, одна из поддерживаемых опций FAST Search Server 2010 for SharePoint относится к управлению метаданными, что улучшает поисковые результаты, позволяет достичь большей релевантности при поиске за счет сужения области, например, до определенных полей свойств документа. Отличительная черта данного решения состоит в том, что оно автоматически извлекает любые значимые метаданные из файлов, что позволяет быстро заполнить базу и повысить результативность при работе с неструктурированным контентом. В-третьих, и тот, и другой поисковой провайдер в версии 2010 года умеют искать структурированное содержание, однако FAST Search Server 2010 for SharePoint поддерживает дополнительные инструменты разработки для работы с данными. В частности, к ним относится фирменный язык запросов FAST Query Language (FQL), с помощью которого можно разрабатывать приложения для связи корпоративного портала с другими сервисами и приложениями (например, с Microsoft Business Connectivity Services). В-четвертых, корпоративный поиск через FAST Search Server 2010 for SharePoint поддерживает расширения, позволяющие проводить более детальный и глубокий поиск информации независимо от объема контента.
Сергей Якимчук, руководитель центра компетенции MS SharePoint компании Terralink: "Корпоративный поиск является развивающимся рынком, но уже сейчас стало понятно, что времена, когда в функция поиска требовала дополнительных действий от пользователей, остались в прошлом. Современный пользователь требует, чтобы корпоративный поиск был доступен в любом приложении, с которым он работает, при этом он должен искать сразу во всех доступных пользователю системах, а также позволять выполнять большинство функций с найденными результатами непосредственно в том же приложении. Microsoft движется в сторону создания поисковых приложений, меняющих представление о способе работы пользователя с поисковой строкой и результатом. На мой взгляд, именно поисковые технологии могут в ближайшие годы привести к революционным изменениям как в работе пользователей с их данными, так и на рынке ECM-систем".
Помимо сугубо внутренних улучшений, поиск в SharePoint на базе технологии FAST визуализирует найденные результаты (предпросмотр документов, изображений, презентаций и так далее). Одна из возможностей поиска в SharePoint связана с настраиваемыми "лучшими" результатами (функция "возможно, вы имели в виду"). Качество работы движка улучшается также за счет продвинутых лингвистических инструментов, которые в версии 2010 года получили поддержку нескольких мировых языков. Кастомизация затрагивает также и функции персонального поиска - в зависимости от пользовательского "контекста" (то есть того, что ищет и планирует найти отдельный сотрудник или группа пользователей, а также областей поиска, состоящих из предыдущих запросов, открытых страниц, профилей) или профиля деятельности (сотрудник службы контроля качества не видит в поиске ту информацию, которую должен видеть специалист по продажам).
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2357