|
|
Алексей Рубцов: Российский бизнес на пути к использованию торговых систем CNews.ru: Как вы оцениваете текущую ситуацию на российском рынке межкорпоративной торговли (B2B)? Можно ли с уверенностью говорить, что такой рынок в России уже сформирован, или это произойдет лишь в отдаленной перспективе? Алексей Рубцов: Можно говорить о том, что в России сейчас идет очень интересный процесс формирования рынка. С одной стороны, явно опережающими темпами идет формирование инфраструктуры в виде B2B-сервисов разнообразных проектов, а с другой все большее количество предприятий так или иначе начинают использовать интернет в своей деятельности. Вопрос лишь в том, насколько предлагаемые сервисы будут востребованы российскими предприятиями. Сейчас можно говорить о том, что основная масса еще не готова к полноценному использованию торговых систем. При этом каталоги товаров, доски объявлений по спросу и предложению уже находят свою аудиторию. CNews.ru: Какая динамика наблюдается в этом секторе рынка? Каков общий объем рынка, по вашим оценкам, и какими темпами он будет расти в ближайшее время? Алексей Рубцов: Если говорить о тенденции развития, то она явна положительная, о чем говорит и практика нашего проекта UniversalPartner.ru . Нет оснований не согласиться с оценками, что в 2002 году объем рынка превысит $1 млрд. При этом, по моему мнению, корректная оценка объемов затруднена. Что понимать под оборотом сумму средств, прошедших через торговые системы, или суммы спроса или предложения? Не открою никакого секрета, если скажу, что значительная доля сделок, инициированная средствами e-commerce, в дальнейшем уходит в традиционную среду. CNews.ru: Что, на ваш взгляд, сдерживает развитие Алексей Рубцов: Можно согласиться со всеми перечисленными вами факторами, все они в той или иной степени влияют на развитие электронной коммерции. Для нас, для проекта UniversalPartner.ru, по-настоящему этот рынок начнет развиваться лишь тогда, когда малый и средний бизнес, наконец, массово получит дешевый доступ к использованию достижений высоких технологий, поймет прямую выгоду для себя и, наконец, научится эту выгоду извлекать. Пока же основная масса предприятий, которые, так или иначе, вышли в интернет, рассматривают данную среду прежде всего как информационное пространство для продвижения товаров и услуг, а не как средство для высокоэффективного ведения бизнес-операций. Конечно, не подвергается сомнению тот факт, что основные обороты e-commerce приходятся на крупные компании, корпоративные или отраслевые площадки, это общемировая практика. Да и ожидания в России на рост оборотов B2B в значительной степени связаны с планами Газпрома и РАО ЕС. Такие крупные компании будут естественными локомотивами, которые позволят продвинуть решение многих проблем в области законодательства, развития инфраструктуры, доверия менеджеров и квалификации сотрудников. И, соответственно, способствовать внедрению B2B-технологий в малом и среднем бизнесе. CNews.ru: Расскажите о том, как зарождался портал UniversalPartner.ru. Каков, по вашим расчетам, срок окупаемости этого проекта? Алексей Рубцов: Портал UniversalPartner.ru родился из красивой идеи создать интернет-мост между Россией и Китаем. Торгово-экономические связи между Россией и странами Азии имеют значительные масштабы и колоссальный потенциал для развития. Десятки тысяч предприятий, являющихся реальными и потенциальными участниками международного торгового сотрудничества, географически удалены друг от друга на десятки тысяч километров, плохо структурированы, испытывают острый дефицит информации друг о друге, сталкиваются с языковым барьером. Электронная В2В-коммерция, которая могла бы стать идеальным решением этих проблем, пока находятся на начальном этапе развития, как в России, так и в большинстве азиатских стран, и ниша обслуживания торгово-экономических связей между ними еще не занята. Заполнит ее в ближайшее время портал UniversalPartner.ru. К весне 2003 года мы планируем выйти на операционную рентабельность, а срок окупаемости проекта, по нашим расчетам, составляет 2 года. CNews.ru: Какие направления вы считаете приоритетными для развития вашего бизнеса? Алексей Рубцов: Основное направление я бы сформулировал кратко: обслуживание бизнес-коммуникаций малого и среднего бизнеса Китая и России. Проект UniversalPartner.ru является отличным высокотехнологичным инструментом для решения основной задачи. Предлагая внешне простые и понятные решения, мы выполняем заказы по поиску партнеров, организации бизнес-встреч, переговоров, презентаций для российских и китайских предприятий, заинтересованных в двустороннем сотрудничестве. Из вышесказанного вытекает еще одно направление нашей деятельности отраслевые интернет-ярмарки и презентации. Скоро мы запускаем специальный проект http://www.tradeshow.ru/. Практика показывает, что простые решения, такие как http://cetra.universalpartner.ru/ или http://fair.universalpartner.ru/, работают, с одной стороны, на текущие задачи предприятий по поиску новых партнеров, а с другой на поэтапное вовлечения предприятий в процессы e-commerce. Еще одним направлением нашей деятельности является сотрудничество с организаторами выставок. Решение на базе UniversalPartner.ru позволяет создавать выставочные каталоги с представлением не только компаний-участников http://mosprom.universalpartner.ru/, но и товаров с полноценными иллюстрациями и описаниями. При этом компании-участники выставки автоматически получают доступ к основным сервисам электронной коммерции. В качестве еще одного направления выделю продажу программно-аппаратных решений на основе платформы Sunrise, на которой собственно и построен проект UniversalPartner.ru. CNews.ru: Какими темпами растет количество пользователей вашего портала? Каково соотношение между частными и корпоративными клиентами? Алексей Рубцов: Проект ориентирован исключительно на корпоративных клиентов. При этом нашу аудиторию можно разделить на три основные группы: посетители, пользователи и клиенты. Посетители используют портал как удобный информационный источник. Пользователи проходят регистрацию и получают доступ к дополнительным сервисам портала. Любой зарегистрированный пользователь может бесплатно осуществить регистрацию предприятия, а также получить целый ряд дополнительных услуг. За последние полгода активной работы на портале зарегистрировались более 2000 пользователей. Клиентам нашей системы доступны платные сервисы: электронный каталог товаров, корпоративный веб-сайт и корпоративная торговая система. CNews.ru: Насколько популярной является услуга создания собственного корпоративного веб-сайта? Алексей Рубцов: Корпоративный веб-сайт одна из самых востребованных услуг проекта, прежде всего китайскими предприятиями. В качестве характерных примеров приведу Московское представительство компании Shanghai Mitsubishi Elevator Co., Crown Lotus International Ltd., Европейско-Китайский центр культуры и предметов искусства www.art-of-china.com и др. Сейчас наша система предоставляет своим участникам бесплатный сервис создание на портале сайта, включающего разделы: о компании, профиль, товары, услуги, закупки, партнерство. CNews.ru: Чем отличается UniversalPartner.ru от других аналогичных B2B-проектов? Алексей Рубцов: Прежде всего, следует отметить направленность проекта на установление деловых отношений между российскими предприятиями и компаниями из стран азиатско-тихоокеанского региона. Как одно из проявлений этой специфики поддержка в системе русского, английского и китайского языков. Причем языковая поддержка бизнес-информации осуществляется на основе сквозной мультиязычной технологии. Т.е. все страницы портала, ориентированные на представление коммерческой информации, имеют версии на трех языках. Кроме того, учитывая реалии российского и китайского бизнеса, в системе не предусмотрено открытой торговой площадки. Оптовая торговля в России не стремится стать «прозрачной», поэтому в системе UniversalPartner предусмотрено две модели взаимодействия продавцов и покупателей, ориентированные на существующие способы ведения бизнеса. Первая модель обеспечивает «первое знакомство» поставщика и покупателя и реализована путем предоставления возможности создания и публикации «Электронного каталога товаров поставщика». Вторая модель обслуживает предконтрактную и постконтрактную обработку заказов это сервис «Корпоративная электронная торговая система». Данный сервис предназначен для поставщиков и обеспечивает возможность работы с каждым покупателем в отдельности от предоставления персонального прайс-листа до конфиденциального проведения переговоров. Указанные сервисы портала представляют собой решения, построенные на ASP- технологиях. Таким образом, все заботы, связанные с выбором аппаратно-программной платформы, установкой, обслуживанием и защитой серверов, берет на себя поставщик решения компания «Русские ВЕБ ресурсы». Такая форма обслуживания позволяет нашим клиентам сократить до минимума издержки по представлению и реализации товаров. Отдельно следует отметить, что мы предлагаем нашим клиентам не только инструменты электронной коммерции, но и полный комплекс услуг, связанных с поддержкой бизнеса: поиск партнера, организация бизнес-встреч, маркетинговые исследования, консалтинг и др. CNews.ru: Спасибо. |