MS SharePoint 2010: что стало лучше?

Документооборот Office Маркет
, Текст: Михаил Демидов
Анонсированный в конце 2009 году продукт для организации корпоративных порталов и управления контентом Microsoft SharePoint 2010 получил неоднозначные оценки со стороны экспертов рынка по причине схожести с предыдущей версией 2007 года. Тем не менее, аналитики выделяют несколько ключевых изменений этого продукта, которые могут повлиять на рынок WCM-решений.

Отраслевое издание рынка систем управления контентом CMSWire назвало 8 важных обновлений и улучшений в продукте MS SharePoint 2010, которые могут повлиять на уровень распространения данного решения на WCM-рынке. Среди них - пользовательский интерфейс на базе AJAX-технологии и появление "ленты" Ribbon, знакомой по продукта MS Office в связке улучшенным визуальным редактором, кроссбраузерная поддержка (новая версия SharePoint работает не только под Internet Explorer, но и под другие популярные веб-обозреватели) и соответствие современным веб-стандартам (XHTML и WCAG 2.0 AA). Кроме этого, в поле внимания специалистов CMSWire попали те функции MS SharePoint 2010, которые отвечают за упорядочивание контента – сервис управления метаданными и таксономией, рейтингование и органайзер страниц и отдельных документов на основе правил. Тем не менее, как показывает опрос игроков отечественного рынка СЭД/WCM, данный перечень новых функциональных возможностей далеко не полон.

В российском представительстве Microsoft, в частности, отметили, что особенно важными составляющими SharePoint 2010 являются новая масштабируемость, позволяющая реализовывать реально большие хранилища документов в крупных предприятиях, интеграция поискового движка FAST и Business Connectors, которые теперь могут использоваться как полнофункциональные шлюзы. Представители пресс-службы корпорации отмечают, что SharePoint сейчас является очень широко распространенной платформой (с учетом SharePoint Services), на которой многие предприятия уже хранят и обрабатывают свои файлы документов, а также портальным решением, используемым заказчиками для консолидации своих информационных систем, организации единой точки входа в КИС и создания индивидуальных представлений для пользователя.

В компании Terralink среди новых важных функций MS SharePoint 2010 назвали возможность работы в мультиязычном интерфейсе, улучшения в области управления мультимедиа (например, редактирование изображений после публикации, указание продолжительности предпросмотра для видео и так далее), публикации в вики и блогах, возможность совершения групповых операций с несколькими элементами списка (документы, элементы портала, сайты) без установки стороннего ПО, реализацию SharePoint Workspace, наличие отдельных панелей центрального администрирования, более удобные инструменты кастомизации (унаследование стилей страниц и веб-узлов на базе тем презентаций PowerPoint) и улучшенный поиск.

В DocsVision отмечают масштабируемость SharePoint: "Недостаток масштабируемости в распределенных предприятиях часто был ограничивающим фактором при попытках корпоративного использования SharePoint", - говорит Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision. Сергей Якимчук, руководитель центра компетенции MS SharePoint компании Terralink, уверен, что MS SharePoint 2010 будет оставаться на высоких позициях в качестве внутреннего портала организации, поскольку имеет множество преимуществ именно в этом направлении. Эксперт приводит в качестве примеров Business Connectivity Services (возможность двустороннего обмена данными с внешними системами без программирования), новые поисковые механизмы, редактирование бизнес-процессов в Visio.

С точки зрения господина Якимчука, для успеха на WCM-рынке в продукте присутствуют одновременное совместное редактирование контента, настоящая кроссбраузерность, социальные элементы не только для оценки контента, но и для автоматического повышения места этого контента в рейтинге поиска, а при работе с SharePoint 2010 пользователей, редакторов, администраторов и разработчиков не покидает ощущение нового уровня качества веб-приложений от Microsoft. Все это дает основания полагать, говорит эксперт, что конкурентам следует задуматься о своих ответах на развитие SharePoint.

По мнению Максима Галимова, директора по перспективным исследованиям компании Directum, развитие продукта от Microsoft в большой степени сосредоточено вокруг функций взаимодействия (групповая работа, интерфейс, новые области и списки) и интеграции приложений на базе SharePoint (включая более развитые инструменты аналитики, новые средства разработки). В управлении контентом, по его словам, появились интересные сдвиги, в первую очередь, социальные элементы - теги и оценки.

"В целом, как мне кажется, функциональность развита настолько, насколько это необходимо для реализации главной и наиболее удачной функции SharePoint – портальной", - замечает специалист. "SharePoint - это сочетание идей, заложенных в другие лидирующие продукты в отрасли, иногда более удачное, иногда менее удачное сочетание, - рассуждает Галимов. - Microsoft в мире и в России опирается на партнеров, такая же стратегия работает и при продвижении SharePoint. Я уверен, что появится множество частных контенториентированных решений, в том числе в сфере "классического" документооборота и делопроизводства, которые, не занимая по отдельности какую-то существенную долю рынка, обеспечат неплохие позиции платформе в целом, хотя вряд ли радикально повлияют на расстановку сил в отрасли. Другие продукты, более сфокусированные на управлении документами и процессами, будут дополняться возможностями SharePoint, от чего в целом выиграет потребитель".

Схожей точки зрения придерживается и Сергей Курьянов. По его словам, SharePoint по функциональности управлению веб-контентом вышел на уровень основных конкурентов, хотя некоторые функции, в частности удобное WYSWYG-редактирование и тэггинг присутствовали в конкурирующих продуктах уже 3 года назад. "Перечисленные CMSWire нововведения усилят конкурентную позицию SharePoint в задачах управления веб-контентом, а также управления хранением документов. Однако в части документооборота этого недостаточно, и по прежнему слабостью SharePoint остается неразвитое управление бизнес-процессами и маршрутами документов, что собственно и является основным отличием документооборота от других задач ECM. В целом, на наш взгляд, появление SharePoint Server 2010 приведет к интенсивном переделу рынка ECM-платформ и у SharePoint Server 2010 есть очень реальные перспективы стать лидером на этом рынке", - подытожил специалист.

Однако, как говорит Виктор Рахманов, заместитель директора департамента Документум компании "Корус Консалтинг", к "эксклюзивным" нововведениям можно отнести фирменный пользовательский интерфейс SharePoint с применением AJAX, который понятен и удобен пользователю, а также функциональность политики управления данными, которая позволяет без программирования настроить структуру хранения контента. Сергей Рыжиков, генеральный директор "1С-Битрикс", замечает, что, несмотря на представленные нововведения, у пользователя остается четкое ощущение, что SharePoint изменился несущественно: "Продукт достаточно сложно начать сразу использовать и он, как и раньше требует существенной настройки". Господин Рыжиков находит это несколько странным, поскольку ожидалось, что новая версия может стать более дружелюбной и простой в управлении. Тем не менее, специалист доволен тем, что продукт поддерживает разные браузеры, в том числе Firefox и Chrome.

Заметим, что высказанные мнения коррелируют с результатами прошлого опроса CNews, в котором компании оценивали бета-версию MS SharePoint 2010. Тогда подавляющее большинство специалистов также отметило наличие нового интерфейса с более высоким уровнем юзабилити, масштабируемость и улучшенный поиск.