Работа «вне правил»: жизнь в условиях стартапа

Office
мобильная версия

Можно ли построить бизнес, лишив его ИТ-инфраструктуры? Еще несколько лет назад любой специалист сказал бы, что это невозможно. Однако с появлением облачных сервисов все изменилось. Позитивные перемены, пожалуй, в первую очередь ощутили на себе стартаперы. Заместитель президента - председателя правления «Лето Банка» Сергей Бочкарев рассказал, как нестандартный подход к бизнесу и ИТ помог в развитии бизнеса нового банка.

«Лето Банк» - один из наиболее крупных отечественных стратапов, начал свою работу в октябре 2012 года. Новый банк развивает 3 формата обслуживания клиентов: клиентские центры, POS-точки (точки продаж в магазинах) и стойки продаж в торговых центрах. Сейчас у компании более 120 клиентских центров и более 5 тыс. точек продаж в магазинах - партнерах. При этом в компании работает около 2 тыс. сотрудников и лишь 24 ИТ-специалиста. По предположению банкира, в других банках подобного масштаба собственная штатная структура ИТ уже давно превысила бы 100 человек. Такое соотношение количества ИТ-специалистов с общим штатом сотрудников и очень быстрый старт проекта стали причинами поиска нестандартных решений при создании ИТ-составляющей «Лето Банка».

Банком было сформулировано 3 принципа построения ИТ-работы. Первый – аутсорсинг и, в том числе, использование облачных технологий. «Если бы мы создавали ИТ-инфраструктуру внутри банка, нас, наверное, сейчас не было на рынке, - признался Бочкарев. - Банк – это финансовая организация, и бизнес не должно интересовать, как в нем все работает с точки зрения технологий. Важно, чтобы эффективно работали все процессы. Потому построение инфраструктуры на аутсорсинге, использование облачных технологий - нам подходит».

Второй принцип – «Лето Банк» не создает и не владеет собственным ЦОД (центр обработки данных), а арендует готовые вычислительные мощности с необходимым сайзингом. Часто эволюция техники происходит на столько стремительно, что его стоимость, составляющая миллионы долларов, не успевает амортизироваться. Поэтому банком было принято решение становиться собственниками «ненужного железа», которое в короткой перспективе может стать стоп-фактором в развитии бизнеса, например в случае необходимости поменять платформу для Core Banking System.

И, наконец, третий – банком принято решение избегать разработки программного обеспечения внутри банка. Опыт показывает, что продукт, сделанный по такому принципу, не обладает промышленными свойствами и часто не может быть отчужден от «голов» разработчиков.

«Информационные технологии и инновации должны быть драйвером основных задач бизнеса, - сказал Сергей Бочкарев. - В нашем случае применение облачных вычислений было просто необходимо. В довольно короткие сроки нам пришлось создавать всю ИТ-инфраструктуру и обеспечить весь сервис, который нужен бизнесу. Мы одна из первых компаний, которые стали использовать облачные продукты Microsoft, и в частности пакет Office 365». Office 365, по словам представителя банка, стал одним из инструментов, обеспечивающим работу многих ИТ-сервисов компании - от корпоративной почты до организации видеоконференцсвязи. К тому же сегодня «Лето Банк» использует Lync - для организации конференц-связи, SharePoint как ресурс, где можно обмениваться информацией и InTune, с помощью которого происходит дистанционное управление станциями.

Ставка на облачные технологии позволила «Лето Банку» существенно сэкономить не только время, но и деньги. На этапе запуска проекта учредителям не пришлось создавать ИТ-инфраструктуру «внутри» банка и «покупать» команду дорогих специалистов – они решили воспользоваться услугами аутсорсеров и, как следствие, также смогли значительно сократить расходы на закупку и настройку оборудования. Все это позволило снизить себестоимость обслуживания клиентов и предложить им более выгодные условия сотрудничества.

Быстрый и успешный запуск проекту обеспечили не только технологии. Это была некая синергия, заметил Сергей Бочкарев. «Лето Банк» является дочерним банком ВТБ24, что позволило компании использовать успешный опыт реализации других проектов группы, а также получать мгновенные консультации от ИТ-специалистов и экспертов группы ВТБ, закупать оборудование и ПО на более выгодных условиях в рамках общей политики группы ВТБ. Кроме того повысить эффективность работы создателям банка удалось и благодаря необычному подходу к работе с персоналом.

«Важно, чтобы люди, являясь лидерами в той или иной области, отвечали за конечный результат, - объяснил Бочкарев. - У нас это отражено даже в названии должностей – «лидер облачных технологий», «лидер аналитических систем» - специалисты отвечают за конечную реализацию того или иного сервиса. Это мелочь, но, мне кажется, она помогает сотрудникам себя правильно позиционировать. Когда читаешь на визитке должность, состоящую из пяти строк, смысл того, чем занимается человек, уловить сложно. Даже самому сотруднику, который занимает эту должность. И, соответственно, он так же и исполняет свои обязанности».

Нестандартный подход в сочетании с правильной финансовой стратегией и успешным применением современных технологий (работа «вне правил», как это охарактеризовали сами создатели банка) позволили запустить проект в короткие сроки и занять прочные позиции на рынке.