Статья

BI в Microsoft Office 2010: используем новые возможности

Office

Использование различных типов контента в организации сопряжено с растущей потребностью извлечения из него необходимых для работы данных, а также их анализа в контексте поставленной задачи. Для таких целей используются как специализированное ПО для Business Intelligence (BI), так и отдельные компоненты, выполняющие BI-функции, в составе офисных приложений. Какие возможности бизнес-аналитики появились в MS Office 2010? Достаточно ли их для реализации бизнес-задач без использования отдельного BI-решения?

BI-решения как класс корпоративного ПО появились в 1990-е годы, сменив и дополнив существовавшие уже к тому времени учетные системы с функциями отчетности и различные варианты использования табличных процессоров, входящих в состав офисных пакетов.

Основной задачей BI-приложений было улучшение формата и вида представления данных, собираемых из различных источников. Позже к таким решениям прибавились инструменты для проведения не только анализа, но и трансформации информации в соответствии с задачами бизнеса для подготовки к передаче ее в хранилища данных. В целом, современные BI-средства предоставляют инструменты для построения запросов к базам данных, генерации отчетов, базового анализа полученной информации, прогнозирования, извлечения важных сведений из неструктурированного контента и представление их в адекватной для бизнеса форме, мониторинга ключевых показателей эффективности компании. Но главной функцией BI-систем остается предоставление необходимых условий для принятия решений для бизнеса. По этой причине такое решение должно интегрировать в хранилище данные, которыми могут воспользоваться сотрудники организации для построения отчетности или прогнозирования результатов своей работы. Поскольку масштаб использования информации и ее характер зависят от того, кто именно имеет к ней доступ – топ-менеджер, аналитик или рядовой сотрудник - BI-решения обычно различаются по функциональности и предоставляемым возможностям.


Главной функцией BI-систем остается предоставление необходимых условий для принятия решений для бизнеса

Как отмечают исследователи Forrester Research, инвестирование в автоматизацию бизнес-процессов и развитие бизнес-приложений действительно привело к увеличению операционной доходности и прибыльности компаний в пересчете на рабочее место за счет улучшения маршрутов прохождения заданий и документации и предоставления более гибких инструментов для выполнения задач. Но подобные операции проводились преимущественно "сверху" и не затрагивали деятельность рядовых сотрудников, занимающихся обработкой информации. Между тем, отсутствие необходимости совершения дополнительных операций в момент принятия решений, может принести компании, в которой, к примеру, работает 3000 сотрудников, экономию, равную зарплате 30 работников. Подобные результаты достижимы, если организация использует средства бизнес-аналитики "на местах" и уделяет внимание тому, как обычные работники пользуются возможностями корпоративных информационных систем. На основании этих данных можно спрогнозировать перспективность перехода на то или иное решение, особенно если в организации существует унаследованная BI-система, а поддержка ее является дорогостоящим мероприятием. По данным исследования The Total Economic Impact Of Implementing Microsoft’s Productivity Platform, компании могут сэкономить порядка 1,2 млн долларов за счет применения вместо устаревших BI-средств компонентов бизнес-аналитики в MS SharePoint 2010 и MS Excel 2010.

Табличный процессор как BI-инструмент

MS Excel по-прежнему является базовым инструментом для первичной обработки и анализа информации в большинстве современных организаций. Действительно, большинство бухгалтерских и учетных систем позволяют выгружать сведения в табличный формат, применять к ним различные математические и экономические формулы и на основе полученных результатов выстраивать различные графики, диаграммы и гистограммы. Microsoft последовательно от версии к версии расширяет функциональность этих инструментов. Рассмотрим основные из них и отметим, какие возможности они предоставляют.


Срезы - одно из нововведений Excel 2010 для визуализации трендов

В Excel 2010 появились новые средства фильтрации введенных данных. Они называются "срезы" (slicers) и представляют собой визуальные инструменты, позволяющие фрагментировать и разбивать на секции информацию по критериям для определения трендов, поэтому их можно применять в сводных таблицах, графиках или CUBE-функциях. За счет этого в отчетах показываются данные по каждой категории, а не выпадающий список в ячейке. Срезы облегчают и процесс выбора нужной информации – если раньше в Excel 2007 для этого нужно было проделать как минимум четыре действия (выбрать из выпадающего меню фильтр, в фильтре открыть дерево с категориями, отметить нужные из них и подтвердить выбор), то в Excel 2010 все это производится в один клик на самом срезе, который раскрывает и автоматически сортирует категории.


В Excel 2010 реализована продвинутая система фильтрации и сортировки значений

Еще одно улучшение, которое возможно благодаря использованию срезов, - возможность их применения с несколькими сводными таблицами, а не в строгой привязке к одной родительской. Наконец, сами эти элементы могут добавляться в интерактивные панели отчетности, предоставляя еще большую наглядность и интерактивность для пользователя в аспектах отображения нужной ему информации.

Следующий аспект улучшений в удобстве использования Excel 2010 как BI-инструмента относится к усовершенствованию системы поиска в таблицах. Речь идет о строке поиска, которая теперь поддерживает сохранение запросов и умеет "склеивать" смежные (например, если аналитик ищет сначала одну продуктовую позицию, после чего переходит к другой, то он может объединить эти два запроса в один, состоящий из двух частей). Запросы составляются без применения сложных операторов поиска (для упрощения использования и экономии времени) – например, для того, чтобы исключить из результатов наименования, содержащие то или иное слово в названии, достаточно сформировать новый фильтр, в который внести это слово и в обратном порядке исключить его из поиска.